Источник
Ассоциация блогеров и агентств провела встречу с представителем ОРД «МедиаСкаут», где расспросила его о маркировке рекламы у блогеров. Мы сочли этот разговор полезным для клиентов eLama и расшифровали ответы на самые горячие вопросы.
1 сентября 2022 года в России вступил в силу закон № 347-ФЗ, который ввел обязательную маркировку и учет почти любой digital-рекламы в Рунете. Теперь еще до публикации рекламу нужно регистрировать, а после — каждый месяц отчитываться о ее открутке и затратах оператору рекламных данных (ОРД) для передачи в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Новые правила касаются всех игроков рынка и затрагивают в том числе рекламу у блогеров.
Для контекста и таргета четкие правила выработаны, рекламные системы и платформы уже наладили отчетность.
С блогерами все пока что сложнее: регламент маркировки ясен не по всем площадкам и форматам. Представляем ответы на самые часто задаваемые вопросы от представителя одного из операторов рекламных данных — «МедиаСкаут», которые прозвучали на встрече представителей ОРД и Ассоциации блогеров и агентств.
Блогер, который размещает рекламу у себя, выступает в роли рекламораспространителя и должен самостоятельно подавать в ОРД отчетность обо всех рекламных размещениях. По документально зафиксированной договоренности это может делать за него агентство или рекламодатель.
Важно! Делегировать можно только техническую помощь, юридическая ответственность за корректность и полноту подачи остается на блогере.
Если вы заказываете рекламу у блогера как рекламодатель, обсудите с ним отчетность: удостоверьтесь, что он планирует ее подавать или договоритесь с ним, что будете подавать ее сами, чтобы соблюдать закон.
Если агентство сотрудничает с блогером и по соглашению с ним передает данные за него, как будет решаться вопрос абонентской платы ОРД после того, как сотрудничество прекратится?
Сейчас за пользование кабинетом ОРД «МедиаСкаут» взимается абонентская плата. С января модель тарификации будет пересмотрена. Если модель абонентской сохранится, агентству можно будет актуализировать договор с блогером — либо расторгнуть договор за него так же, как оно его заключило.
Как отчитываться о рекламе у блогера-физлица, который работает без договора?
Зарегистрировать креатив в ОРД и отчитаться о нем в ЕРИР без привязки к договору невозможно. Так что договор в таком сотрудничестве должен появиться.
Как отчитываться о бартерных кампаниях?
Для отчетности нужно передать тот акт, который подписывается с клиентом. Чаще всего это акт с какой-то суммой, так как актов на 0 рублей не бывает. Так что в случае с бартером можно выставлять акты с одинаковыми суммами для взаимозачета. В ОРД при этом нужно будет выбрать «Иное» как тип договора.
Токен добавляется не в сам креатив, а в кликовую ссылку или в текстовую часть креатива, если ссылка не предусмотрена. Это может быть текст поста, описание видео или комментарий к нему. Это рекомендация ОРД, которая исходит из обратной связи от клиентов, Роскомнадзор это пока не регламентирует.
Согласно рекомендациям АРИР, идентификатор добавляется в виде erid: XXX, где XXX — это идентификатор:
Присвоение токена происходит в режиме онлайн, так что это можно сделать в любой момент до публикации — хоть за секунду.
Как быть, если креатив изменился?
В этом случае нужно будет получить новый токен на креатив. Если старая и новая версии креатива показываются одновременно, отчитаться нужно будет по обеим.
Токен в его нынешнем виде выглядит громоздко и убивает нативность. Есть ли надежда, что он изменится и станет эстетичнее?
Токен содержит много важной информации — в частности, о рекламодателе и ОРД, в котором креатив был получен. Сейчас он уже существует в самой компактной из возможных форм. Но в дальнейшем, с учетом обратной связи от пользователей, изменения возможны — если это будет технически осуществимо.
ОРД рекомендует добавлять токен в описание или комментарий к выпуску подкаста — здесь все зависит от возможностей площадки.
АРИР рекомендует размещать все токены одним общим текстом в описании выпуска подкаста в виде erid: XXX.
Сколько токенов нужно, если подкаст или видео выходит сразу на нескольких площадках? И как это отразить в отчете?
Если в зависимости от площадки запись меняется, варианты будут считаться разными креативами и потребуют разных токенов.
Если запись везде идентична, и креатив регистрировало агентство — токен потребуется один. Статистику прослушиваний или показов для сдачи отчетности нужно будет разделить.
Если договора между агентством и блогерами нет, и они самостоятельно регистрируют рекламные публикации — то и токенов будет несколько.
Как регистрировать онлайн-трансляции, которых не существует до публикации?
Реклама в онлайн-трансляции — это единственный формат, который можно регистрировать постфактум. Трансляцию нужно зарегистрировать сразу после проведения, токен добавить в описание — либо в комментарий, если описание уже нельзя редактировать.
Важно! Загружать в ОРД нужно всю трансляцию, а не только фрагмент с рекламным упоминанием.
АРИР рекомендует перезаливать видеозапись после окончания трансляции, размещая все токены в начале и (или) поверх видеоролика общим текстом в несколько строк в виде erid: XXX.
Если нет возможности перезалить на хостинг запись с токенами — в выпадающем меню или в описании видео в виде erid: XXX. Токены для трансляции в этом случае нужно получать без загрузки видео, по его описанию. По окончании трансляции добавлять токены на видео и загружать видео в ОРД и обратно на видеохостинг.
Формат стримов, которые не записываются, пока находятся в проработке.
Как зарегистрировать стрим, который не сохраняется — например, на Twich?
Этот момент пока прорабатывается. Возможно, нужно будет изыскать возможность все же сохранить видео, зарегистрировать — после чего можно будет удалить.
Как маркировать «кружочки» в Telegram?
Этот формат пока находится в проработке.
АРИР рекомендует размещать токен текстом в виде erid: XXX в следующем за кружком сообщении или ответом на кружок, чтобы сохранить связность сообщений.
Это временное решение, пока Telegram не интегрировался с одним из ОРД.
Кстати, согласно разъяснениям ФАС, реклама в Telegram не требует маркировки только в том случае, если ресурс используется мессенджер для общения конкретных пользователей.
Если размещения в Telegram происходят в открытых каналах и используются, чтобы донести информацию широкому кругу пользователей, они подпадают под действие Закона о рекламе (ст. 18.1) и требуют маркировки.
Как быть с постами у блогеров в запрещенной соцсети?
В России запрещено финансировать признанную экстремистской корпорацию Meta, которая владеет соцсетью Instagram. При этом пользоваться продуктами корпорации физическим лицам не возбраняется. А если вы платите блогеру за рекламу, вы финансируете его, а не корпорацию. За разъяснениями в том, что касается размещения, лучше обращаться в государственные органы, а регистрировать любую размещенную рекламу нужно обязательно.
Как размещать токен в Stories, где не предусмотрены описания?
Этот момент пока прорабатывается. Рабочий вариант — размещать токен в Stories, следующей за рекламной.
АРИР рекомендует размещать токен текстом в виде erid: XXX.
Нужно загрузить в ОРД текст и все иллюстрации и получить один токен на всю комбинацию.
Ассоциация блогеров и агентств провела встречу с представителем ОРД «МедиаСкаут», где расспросила его о маркировке рекламы у блогеров. Мы сочли этот разговор полезным для клиентов eLama и расшифровали ответы на самые горячие вопросы.
1 сентября 2022 года в России вступил в силу закон № 347-ФЗ, который ввел обязательную маркировку и учет почти любой digital-рекламы в Рунете. Теперь еще до публикации рекламу нужно регистрировать, а после — каждый месяц отчитываться о ее открутке и затратах оператору рекламных данных (ОРД) для передачи в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Новые правила касаются всех игроков рынка и затрагивают в том числе рекламу у блогеров.
Для контекста и таргета четкие правила выработаны, рекламные системы и платформы уже наладили отчетность.
С блогерами все пока что сложнее: регламент маркировки ясен не по всем площадкам и форматам. Представляем ответы на самые часто задаваемые вопросы от представителя одного из операторов рекламных данных — «МедиаСкаут», которые прозвучали на встрече представителей ОРД и Ассоциации блогеров и агентств.
О взаимодействиях блогера, агентства и рекламодателя
Какова роль блогера в цепочке размещения рекламы?Блогер, который размещает рекламу у себя, выступает в роли рекламораспространителя и должен самостоятельно подавать в ОРД отчетность обо всех рекламных размещениях. По документально зафиксированной договоренности это может делать за него агентство или рекламодатель.
Важно! Делегировать можно только техническую помощь, юридическая ответственность за корректность и полноту подачи остается на блогере.
Если вы заказываете рекламу у блогера как рекламодатель, обсудите с ним отчетность: удостоверьтесь, что он планирует ее подавать или договоритесь с ним, что будете подавать ее сами, чтобы соблюдать закон.
Если агентство сотрудничает с блогером и по соглашению с ним передает данные за него, как будет решаться вопрос абонентской платы ОРД после того, как сотрудничество прекратится?
Сейчас за пользование кабинетом ОРД «МедиаСкаут» взимается абонентская плата. С января модель тарификации будет пересмотрена. Если модель абонентской сохранится, агентству можно будет актуализировать договор с блогером — либо расторгнуть договор за него так же, как оно его заключило.
Как отчитываться о рекламе у блогера-физлица, который работает без договора?
Зарегистрировать креатив в ОРД и отчитаться о нем в ЕРИР без привязки к договору невозможно. Так что договор в таком сотрудничестве должен появиться.
Как отчитываться о бартерных кампаниях?
Для отчетности нужно передать тот акт, который подписывается с клиентом. Чаще всего это акт с какой-то суммой, так как актов на 0 рублей не бывает. Так что в случае с бартером можно выставлять акты с одинаковыми суммами для взаимозачета. В ОРД при этом нужно будет выбрать «Иное» как тип договора.
О добавлении токенов
Как добавить токен к креативу?Токен добавляется не в сам креатив, а в кликовую ссылку или в текстовую часть креатива, если ссылка не предусмотрена. Это может быть текст поста, описание видео или комментарий к нему. Это рекомендация ОРД, которая исходит из обратной связи от клиентов, Роскомнадзор это пока не регламентирует.
Согласно рекомендациям АРИР, идентификатор добавляется в виде erid: XXX, где XXX — это идентификатор:
- Для форматов с кликовой ссылкой — в ссылку как параметр в виде https://site.ru/?erid=XXX. Дополнительно можно разместить ссылку для копирования в выпадающем меню объявления.
- Для форматов без кликовой ссылки, но с текстом — в начале текста.
- Для форматов без кликовой ссылки, состоящих из изображения — поверх изображения текстом или в выпадающем меню.
- Для форматов без кликовой ссылки, состоящих из видео — в начале и/или поверх ролика или в выпадающем меню.
Присвоение токена происходит в режиме онлайн, так что это можно сделать в любой момент до публикации — хоть за секунду.
Как быть, если креатив изменился?
В этом случае нужно будет получить новый токен на креатив. Если старая и новая версии креатива показываются одновременно, отчитаться нужно будет по обеим.
Токен в его нынешнем виде выглядит громоздко и убивает нативность. Есть ли надежда, что он изменится и станет эстетичнее?
Токен содержит много важной информации — в частности, о рекламодателе и ОРД, в котором креатив был получен. Сейчас он уже существует в самой компактной из возможных форм. Но в дальнейшем, с учетом обратной связи от пользователей, изменения возможны — если это будет технически осуществимо.
О маркировке размещений на разных площадках
Как маркировать выпуски подкастов?ОРД рекомендует добавлять токен в описание или комментарий к выпуску подкаста — здесь все зависит от возможностей площадки.
АРИР рекомендует размещать все токены одним общим текстом в описании выпуска подкаста в виде erid: XXX.
Сколько токенов нужно, если подкаст или видео выходит сразу на нескольких площадках? И как это отразить в отчете?
Если в зависимости от площадки запись меняется, варианты будут считаться разными креативами и потребуют разных токенов.
Если запись везде идентична, и креатив регистрировало агентство — токен потребуется один. Статистику прослушиваний или показов для сдачи отчетности нужно будет разделить.
Если договора между агентством и блогерами нет, и они самостоятельно регистрируют рекламные публикации — то и токенов будет несколько.
Как регистрировать онлайн-трансляции, которых не существует до публикации?
Реклама в онлайн-трансляции — это единственный формат, который можно регистрировать постфактум. Трансляцию нужно зарегистрировать сразу после проведения, токен добавить в описание — либо в комментарий, если описание уже нельзя редактировать.
Важно! Загружать в ОРД нужно всю трансляцию, а не только фрагмент с рекламным упоминанием.
АРИР рекомендует перезаливать видеозапись после окончания трансляции, размещая все токены в начале и (или) поверх видеоролика общим текстом в несколько строк в виде erid: XXX.
Если нет возможности перезалить на хостинг запись с токенами — в выпадающем меню или в описании видео в виде erid: XXX. Токены для трансляции в этом случае нужно получать без загрузки видео, по его описанию. По окончании трансляции добавлять токены на видео и загружать видео в ОРД и обратно на видеохостинг.
Формат стримов, которые не записываются, пока находятся в проработке.
Как зарегистрировать стрим, который не сохраняется — например, на Twich?
Этот момент пока прорабатывается. Возможно, нужно будет изыскать возможность все же сохранить видео, зарегистрировать — после чего можно будет удалить.
Как маркировать «кружочки» в Telegram?
Этот формат пока находится в проработке.
АРИР рекомендует размещать токен текстом в виде erid: XXX в следующем за кружком сообщении или ответом на кружок, чтобы сохранить связность сообщений.
Это временное решение, пока Telegram не интегрировался с одним из ОРД.
Кстати, согласно разъяснениям ФАС, реклама в Telegram не требует маркировки только в том случае, если ресурс используется мессенджер для общения конкретных пользователей.
Если размещения в Telegram происходят в открытых каналах и используются, чтобы донести информацию широкому кругу пользователей, они подпадают под действие Закона о рекламе (ст. 18.1) и требуют маркировки.
Как быть с постами у блогеров в запрещенной соцсети?
В России запрещено финансировать признанную экстремистской корпорацию Meta, которая владеет соцсетью Instagram. При этом пользоваться продуктами корпорации физическим лицам не возбраняется. А если вы платите блогеру за рекламу, вы финансируете его, а не корпорацию. За разъяснениями в том, что касается размещения, лучше обращаться в государственные органы, а регистрировать любую размещенную рекламу нужно обязательно.
Как размещать токен в Stories, где не предусмотрены описания?
Этот момент пока прорабатывается. Рабочий вариант — размещать токен в Stories, следующей за рекламной.
АРИР рекомендует размещать токен текстом в виде erid: XXX.
- В видео-Stories — поверх видео в начале ролика.
- В статичных Stories — поверх изображения.
Нужно загрузить в ОРД текст и все иллюстрации и получить один токен на всю комбинацию.