- Включить нумерованное содержание?
- Нет
iGaming — одна из самых сложных и конкурентных ниш в SEO. Я поговорил о ее тонкостях с Максимом Ярмухаметовым — создателем знакового ТГ-канала «По уши в гембле». Поскольку я сам давно на него подписан и давно в теме SEO, я постарался подготовить актуальные и интересные вопросы: от того, как в 2025-м работают алгоритмы Google до особенностей работы с дропами, дорвеями, AI и PBN.
Максим щедро поделился своим опытом и рассказал обо всех нюансах. А еще раскрыл, сколько может зарабатывать опытный SEO-специалист, и почему не только в iGaming. Ну а новичкам посоветовал, что изучать и где найти хорошее обучение.
Максим, привет! В начале интервью давай поговорим о тебе: сколько тебе лет, как у тебя начиналась карьера, чем занимаешься сейчас?
Привет! Мне 30 лет, я из Казани: здесь родился, вырос и живу. В конце школы, в середине универа была интересна политика и общественная деятельность, но я никуда не вступил. Однако, отсюда растут ноги у многих моих общественных начинаний. Например, всегда было интересно поучаствовать в конференциях — быть услышанным, выразить свое мнение. Наверное, всегда было интересно получать какое-то внимание аудитории. Поэтому я и завел блог в Телеграме, начал записывать видео на Ютубе. Сейчас я так или иначе уделяю публичной деятельности много времени: мне интересно писать о SEO, делиться мнениями с коллегами.
А как ты себя идентифицируешь сегодня? Я знаю, что ты блогер, ведущий канала «По уши в гембле» и руководитель команды. Или есть что-то другое?
Я, скорее, назову себя SEO-тимлидом. И только после этого я уже тг- и ютуб- блогер. Если бы не было первого, не было бы и второго. Не было бы чем делиться, на основе чего делать какие-то выводы. Но, конечно, делать контент мне тоже нравится. У меня есть свои планы, свой трек развития на это. Но это не самый первый приоритет.
А как пришел в сферу?
История достаточно типичная. Сначала я просто попал в интернет-маркетинг: заведовал всем контентом в сети Казанских интернет-магазинов. Вся команда ходила в офис (задолго до ковида). Естественно, я рука об руку работал с маркетологами, сеошниками и рекламщиками. В общем, со всеми, кто отвечает за привлечение трафика.
SEO мне было интересно еще до этого. Параллельно я писал диплом в универе (учился по направлению системного администрирования). Среди списка тем я зацепился за тему про SEO. И понял: это то, что мне нужно.
У меня был год на то, чтобы написать диплом. Как часто бывает у студентов, я писал диплом о том, о чем по факту не знаю. И параллельно это учил. Читаешь, изучаешь, пишешь главы диплома. Ну и это все у тебя в голове оседает.
Я сдал диплом на четверку. А 1 сентября 2016 года я пошел на свою первую работу SEO-специалистом. Я пришел в классическое SEO-агентство тех лет. Там были региональные клиенты, всех мастей: бурение колодцев, забивки свай, педикюр, маникюр и много чего еще. Сейчас такое называют «галерой».
Получается, ты работал с разными нишами. А почему гембла и в какой момент ты выбрал именно ее?
Гембла началась, пожалуй, года три назад.
На тот момент я по-прежнему работал в агентствах. Моим крайним было Rush Agency. В нем я сначала работал с проектами из СНГ, а затем перешел в отдел западного продвижения.
Было много клиентов, которые продвигались и создавали продукты на западном рынке. Среди них были какие-то крипто-стартапы, форекс, трейдинг, ну и продукты по айгеймингу. Это были конечные продукты, которые привлекают на себя юзеров, — не совсем аффилиатные истории. Мне стало интересно: я даже в свободное от работы время что-то изучал в этом направлении. Зацепило так, что впоследствии ушёл из агентства и начал работать в продукте.
Интересно, что ты ушел сразу в iGaming, ведь, насколько я понимаю, iGaming-SEO сложнее других ниш?
Да, в рамках SEO — это одна из самых интересных ниш. Причине две:
Но гемблинг в этом плане хорош еще и тем, что в нем достаточно большие бюджеты. А значит, есть возможность тестировать разные смелые гипотезы. И даже если они не отрабатывают, ты все равно сможешь оказаться в плюсе, если хотя бы одна из гипотез хорошо выстрелила.
Ты сказал, что идентифицируешь себя в первую очередь как тимлида. Скажешь несколько слов о команде?
У нас небольшая команда в рамках большой компании. У компании есть отделы — каждый отвечает за свой тип трафика. Есть как разные источники, так и разделение внутри SEO-отделов.
В моей команде около 10 человек. В рамках отдела мы стараемся закрывать всё своими силами, фокусируемся на узком количестве проектов и работаем целостно: сами создаем, развиваем, продвигаем. У нас есть свои разработчик, дизайнер, контент-менеджер, маркетолог. Ну и сеошники, разумеется.
Понял. А у команды есть название?
Как такового названия нет, потому что нет цели идти в публичность. Может быть, в будущем придумаем. Здесь еще история такая, что мы все равно входим в рамки группы компаний под определенным брендом, у которого уже есть позиционирование. Вот пока что в рамках этого трека идём и особо не отсвечиваем.
На самом деле заход был изначально такой: рассказывать бесплатно всё, что я могу рассказать. Поделиться мнением, получить обратную связь от коллег. Как тогда, так и сейчас, я не планирую создавать платный продукт. Да и, по большей части, все, что хотел, я уже рассказал.
Если уводить это в платную историю, непонятно, какую дополнительную ценность я могу дать. Индивидуальное сопровождение, консультации, закрытые группы?.. Мне это не интересно.
Некоторые мои коллеги, SEO-специалисты, запускали свои продукты и действительно зарабатывали в моменте деньги. Но на дистанции выходило не очень хорошо: их начинали называть инфоцыганами и другими нехорошими словами. Одни сливали курсы, другие их скачивали, третьи выпускали разоблачения. В общем, желающих потанцевать на костях тех, кто запустил свой продукт, всегда много.
Если ты не согласен с инфой — можешь идти дальше учить, читать, изучать то, что тебе нравится. Понравилось? Здорово, отлично, мне приятно. Я готов с тобой даже пообщаться о чем-то более конкретном, всегда открыт к вопросам.
И поэтому, собственно, нет никакого негатива. Но есть больше доверия ко мне как к человеку и специалисту.
А в целом, как ты считаешь: насколько реально хотя бы до уровне джуна выучить SEO по курсам или по книгам?
Можно. Вполне себе. Я на старте изучал SEO по книгам, но это была особенность тех лет, когда я учился. Тогда действительно были издания, которые мне в этом помогли.
Как минимум, книга Ашманова «Оптимизация и продвижение в поисковых системах». Это, пожалуй, база, которую я бы советовал прочитать любому. Там очень много уклона в математику. После книги станет гораздо понятнее, что же там под капотом у поисковиков. Гугл и Яндекс, конечно, различаются, но общие принципы у них одни.
Потом уже можно переходить к ранжированию: а какие же факторы существуют, а почему мы это должны делать, а не это. Оттуда уже и приходит понимание.
За прошедшее время появилось много курсов — причем даже бесплатных, на базе которых можно что-то выучить.
Лично я проходил курс Дмитрия Шахова про SEO, но у него он, скорее, такой теоретический. Также я проходил SEO-курс Андрея Буйлова и он был уже чуть более практическим, и он тоже мне в целом понравился.
Еще я проходил курсы Rush Academy. Я работал в Rush Agency и нам это доставалось условно бесплатно — мы за счет этого увеличивали свою экспертизу. Наверное, из последних, это самое лучшее, что вообще есть на рынке. И что хорошего в Rush Academy: у них есть разделение по уровням. Например, курс SEO от 0 до Middle, и в рамках этого курса есть разделение: блок для джуна, блок для мидла и так далее. Отдельный курс для Senior SEO, и там действительно уже другие вопросы раскрываются. Есть и отдельный курс для продвижения на бурж.
Поэтому, если хотелось бы кому-то в этом направлении пойти, на сегодняшний день я бы скорее посоветовал взять курс Rush Academy от нуля до мидла, как минимум.
Расскажи, что сейчас происходит в SEO? Есть ли какие-то тенденции, которые имеют смысл учитывать в 2025 году?
В первую очередь буду говорить про Google. C Яндексом достаточно давно не работал лично и знаю о последних изменениях только по опыту коллег.
Google стал еще менее предсказуемым — только тесты помогают найти то, что работает здесь и сейчас. Верить во что-то одно, поднимать сайты по одной и той же схеме — уже откровенно плохая идея.
То, что работало два года назад и даже год назад, сейчас работает гораздо хуже. Поэтому я рекомендую больше времени уделять на изучение конкурентов. Уже на базе этого строить идеи и гипотезы, а дальше стараться их развивать, причем параллельно.
Какие гипотезы это могут быть?
Например, запустить какой-то проект в рамках одного ГЕО и на новом домене, и на аукционном домене. Или написать контент для одного сайта с копирайтером, а для другого с ChatGPT. Дальше стараться масштабировать наработки на какие-то соседние ГЕО.
Идея в том, что если ты заходишь в какую-то категорию ключей, то не нужно ставить ставку ровно на один домен, один проект или одну связку.
Нужно стараться одномоментно запускать больше — и какой-то сайт из пачки покажет более высокий результат. Дальше уже использовать «проигравшие» проекты так, как считаешь нужно. Подклеивать, перевозить, делать из них какую-то небольшую PBN-сеть. И усиливать ими основные проекты.
На самом деле, это не новая история. Тот же Михаил Шакин про это уже который год говорит: если вы что-то запускаете, делаете не один, лучше пять, а если есть деньги, то лучше десять сайтов одномоментно. Что-нибудь из этого выстрелит, и вы сможете дальше на этом поехать.

Получается, чистый рандом от Google?
Есть некоторый рандом с одной стороны. С другой стороны ты понимаешь, что на рандом жалуются те, у кого не получается. Или те, кто ленится.
Конечно, такие сайты тоже не застрахованы от каких-то падений и апдейтов. Но тем не менее, они уже скорее будут жить, чем просто сгинут после запуска.
Когда все запускали по одному, по два проекта было меньше толкания локтями друг с другом. А сейчас, когда все поняли, что надо запускать больше, в моменте стало тяжелее. Многие сайты очень сильно выросли в количестве сайтов под одни ГЕО и под одни ключи.
Наверное, это самая такая актуальная тенденция, которая наблюдается.
А ссылки со взломанных сайтов все еще работают?
Да. Несмотря на все заявления Google и все спам-апдейты, в топах так и стоят сайты на ссылках с ломаных сайтов. Это выглядит очень смешно, потому что конкуренты в рамках отчётов даже не скрывают сайты с такими ссылками.
Если резюмировать, то в 2025 нужно выдвигать гипотезы, запускать больше сайтов и анализировать конкурентов.
При этом дроп-домены и линкбилдинг работают плюс-минус по-прежнему.
Да, все верно. По сравнению с прошлым годом, наверное, ничего сильно не поменялось.
Единственное, я добавлю, что какие-то публичные истории, которые начинают сильно где-то отсвечивать, привлекают внимание Google. И видно, что некоторые проекты буквально начинают отлетать в моменте.
Пришел Google, ручные санкции поставил, проект вылетел за сутки. А рядом стоят такие же соседи, на которых внимания не обратили. И если кто-то кому-то не нравится, можно поднять шумиху и проекта в выдаче не станет. Но, конечно, если люди расторопны, они могут переехать на какой-то другой домен и вернуться на свое прежнее место.

Насколько в 2025-м году тяжелее работать с SEO, чем тогда, когда ты только начинал?
Тяжелее с точки зрения работы, либо с точки зрения скорости достижения результатов? Условно говоря, чтобы добиться результатов, SEO-скиллы нужны примерно те же самые. Но стало чуть сложнее: как будто отклик от Google стал чуть дольше, от начала запуска до получения первых результатов. Возможно это мое субъективное мнение и кто-то со мной может не согласиться.
Что за последние годы точно изменилось, так это бюджеты. Банально тебе нужно больше денег. Все то, что ты делал год или два года назад, стало стоить на 30-50% дороже.
Естественно, в большей степени значительный рост бюджетов относится к ссылкам и дроп-доменам. В меньшей — к контенту, потому что многие перешли сейчас на генерацию. И это сократило как раз стоимость создания контента.
Да, он жив. Команды в нем работают. Но у них свои подходы.
Google и Яндекс — это разные истории. В Google все-таки стараются заходить на дропах. Отсюда и огромные цены на аукционные домены, которые покупают даже за миллионы рублей. А если их покупают, значит они, как минимум, отбиваются и деньги новым владельцам этих доменов приносят.
Если говорить про Яндекс, тут по-другому. Разница между топом в Яндексе и топом в Google кардинальная.
В Google скорее будут стоять дропы. В Яндексе — новореги с прямыми вхождениями. Причем это будут доменные зоны далеко не ru. То есть там тоже богатый набор доменных зон, которые регистрируются огромными пачками. Как зашли, так же и вылетели.
Ну и поведенческие факторы, конечно. В Яндексе используется все, что может работать и, конечно, без поведенческих здесь не обходится.
Создается ощущение, что в Google, наверное, всё-таки заходить легче, чем в Яндекс, потому что Яндекс — это условный РКН и накрутка ПФ.
В Google тоже есть РКН. Просто в Google сайт может продержаться чуть подольше.
Дело в финансах и конкуренции. Заходить в какие-то топовые бренды в одиночку — самоубийство. Это просто потраченные деньги впустую. Но и бесценный опыт, конечно.
Если заходить куда-то, то лучше посмотреть на бренды поновее — с меньшим количеством частотности. Но тут тоже много вопросов: примет ли этот бренд ваш трафик. Может быть, что и нет.
В Яндексе, если у вас есть какой-то опыт в накрутке ПФ, можно попробовать пойти в эту сторону пойти и попытаться где-то зацепиться. Но опять-таки в самые конкурентные бренды я бы не полез. Даже если бы я круто умел крутить, лучше потренировался бы на чем-то попроще.
Дроп-домены тоже прекрасно себя чувствуют. Однако, у них есть свойство в моменте резко терять видимость и трафик. Чаще всего это решается переездами на другие домены. То есть, все то, чем пугал Google, в моменте работает, но не так, как нам это рассказывали.
При этом, если смотреть на аукционы и стоимость дроп-доменов, то они как росли, так и продолжают расти. Google говорит одно, а мастера воспринимают это по-своему и продолжают делать то, что делали раньше.
А можешь рассказать, насколько история с PBN сейчас актуальна?
Возможно ли какую-то PBN-ку сделать человеку самостоятельно для того, чтобы поддерживать несколько своих проектов?
В целом они актуальны. PBN работают и дают результат.
Размещения в Tier-1 ГЕО стоят порой больших денег. Проще пойти на какой-нибудь аукцион; найти не самый крутой, но достаточно неплохой домен; восстановить его и поставить с него ссылку. Понятно, что есть затраты на хостинг, продление домена, в целом на инфраструктуру. Но по итогу с этого сайта будет стоять ссылка только на тебя и не будет никаких других конкурентов.
Требований к таким сайтам много. У всех своё представление, что такое PBN: сколько должно быть страниц, должен ли на сайтах сети быть трафик. Но в целом, любая сеть может работать, сокращая по итогу бюджет на сторонние размещения.
В перспективе лучше, конечно, их делать. Но, опять-таки, нужны ресурсы, чтобы не только поднимать сайт, но и контролировать все процессы.
А что можешь посоветовать новичкам?
Новичкам можно идти по пути запуска двух и больше проектов одновременно. Когда проект не стреляет, он преобразуется в PBN.
Можно оставлять тот же самый контент, просто добавлять ссылку на свой основной продвигаемый сайт. И это будет работать в целом нормально.
Если все-таки в количественном выражении, то минимально жизнеспособно PBN — это всё-таки сколько сайтов? 10, 20, 50, 100?
Сложно сказать. Очень сильно зависит от ГЕО, ключей и того, что уже сделали конкуренты. Можно поставить и 10, и 20, и 30, и 40. Но разницы вообще не почувствовать.
Тут с одной стороны возникает вопрос о качестве этих доменов и способах построения. Но скорее речь о том, что у прямых конкурентов этих доменов и PBN-ок существенно больше. Просто они скрыты от сервисов.
По моим наблюдениям, когда у тебя 10 хороших, а у кого-то 100 средненьких, скорее 100 средненьких победят 10 хороших.

Расскажи про дорвеи: насколько они в 2025 году живы и актуальны? Кто-то вообще их еще делает?
Кто-то это делает точно. Просто у меня, наверное, круг общения не из дорвейщиков состоит.
Из того, что я вижу — дорвеи живы и они существуют. Но выживают сильнейшие. Те, кто лучше приспосабливается. У таких людей (или команд) тоже серьезно отстроенные процессы и качественная автоматизация. И регулярный мониторинг: где что-то вылезло, а где упало — какой бы там Google неповоротливый ни был, все-таки он умеет находить дорвеи. Тем не менее, это не мешает таким сайтам часто мелькать в выдаче и попадать в ТОП-10.
Точно не с обзорников. Какое бы ГЕО это не было. Потому что здесь толком не масштабироваться. Обзорник подразумевает больше 10 страниц. А лучше — 20, 30, 50, 100. И запустить параллельно таких хотя бы 5 — нужно обладать очень толстым кошельком.
Лучше посмотреть на брендовые сайты и слотовые сайты. Просто у меня в брендовых сайтах опыта, на самом деле, минимум, как это ни странно. И я к ним отношусь в этом плане не то, что скептически… Это просто не то, на чем стоит фокусироваться аффилиату.
Почему так?
Представьте, что есть бренд. Владельцы всячески развивают его — вкачивают деньги в маркетинг, работу с клиентами, с игроками. Приходит сеошник и просто за счет того, что он знает, как это делать, садится на спину этому бренду. И едет, пока бренд не сдуется. Вылез новый бренд — он другому сел на шею и на нем поехал. Но руководство брендов тоже не глупые, они видит те бюджеты, которые дают аффилиатам и понимают, что в долгосроке выгоднее собирать эти отделы внутри компании. В моменте они потратят какую-то сумму денег, но зато впоследствии не будут отдавать огромные бюджеты аффилиатам в качестве процентов.
То есть ты однозначно не рекомендуешь работать сейчас с брендовыми сайтами?
В моменте, наверное, брендовый сайт — это хорошая идея для заработка. Можно действительно выйти в некоторых топах на EMD домене, которые будут стоить 10 долларов, поднять их 100 штук (реально 100 штук) и один у тебя вылезет. Построить сетку PBN, усилить, подклеить что-то, начать покупать какие-то ссылки.
Даже средние команды, у которых особо нет бюджета на дропы, работают именно таким образом. Они поднимают очень большое количество сайтов в рамках одного ГЕО. Что взлетает — подхватывают, начинают подкачивать ссылками. По итогу все выстраивается в пирамиду, где на вершине у тебя 1, 2, 3 сайта, которые за счет счастливого случая встали в топ.
И вот тут есть огромный риск того, что бренд может в любой момент прийти к вам и сказать: «Спасибо, было классно работать, но давай досвидания. У нас свой отдел теперь, мы готовы твой трафик принимать, но ставки будут ниже». Если хочешь его кросс-брендом сливать, то у тебя очень сильно понизится конверсия: соответственно, в деньгах ты опять проиграешь.
Про брендовые уловил. Ты говорил еще про слотовые сайты. Что про них скажешь?
Золотая середина — это слотовый сайт. Я, если честно, не помню истории, когда владелец трейдмарки банил сайт или отжимал слотовый домен. Скорее всего, такое было, но по крайней мере я лично с этим не сталкивался.
Со слотовым сайтом у вас есть как бы микс. Вы с одной стороны не на брендовом трафике, а с другой — вам не надо так много страниц, как на обзорнике. Это 5-10 страниц, при этом вы можете работать с любым брендом, в котором есть эта игра.
А еще вам не надо вливать в сайт такие же кучи денег, как, например, в обзорник.
Вопрос опять-таки ГЕО и выбора слотов. Условный Авиатор точно не надо, не лезьте туда. Он уже достаточно старый, да и сейчас появляется много новых слотов, которые постепенно отъедают от Авиатора популярность.
Ну и в целом в Авиаторе уже очень много команд, которые годами там сидят. И туда слету не зайти. Выбирайте слоты, но не Авиатор и не что-то сверх популярное, что вы видите в рамках ГЕО в моменте.
Если брать iGaming, то я бы выделил две главные ошибки.
Первая. Доверять инструментам анализа конкурентов. И Ahrefs, и SemRush часто показывают совсем не то, что есть на самом деле. Даже специализированные инструменты поиска скрытых ссылок, поиска PBN чаще не работают, чем работают.
Иногда люди пытаются найти какой-то запрос и видят, что у них Keyword Difficulty близок к нулю. Но по факту там совсем не нулевая конкуренция, и ссылок там нужно много. Просто все их скрывают, не показывают. А человек, видя эту картину, думает, что вроде все нормально. Так часто бывает, когда у новичка есть опыт работы с «белыми» нишами, где ссылки и контент не скрывают под клоакой, и все на виду.
Вторая. Заходить в нишу с последней — условно — тысячей долларов. Вы, во-первых, быстро её потратите и не получите обратную связь. Запустите мало сайтов, не успеете ничего толком протестировать. И разочаруетесь. Наверное, можно посоветовать не лезть в такие ниши и ГЕО, где не хватит денег. Но денег, скорее всего, не хватит всегда, потому что когда ты начинаешь считать бюджет, получается, что нужно было на 30-50% больше.
Понятно. Значит, первое — не доверять Ахрефсу, Семрашу и базовым сервисам. Второе — не лезть на последние деньги.
Может, выделим третье для топа?
Это скорее совет: делайте свои проекты. Да, если вы реально хотите разобраться и получить результаты, лучше идти в команду. Но параллельно делать что-то свое тоже бы не мешало. Это самый ценный опыт. Когда вы тратите свои деньги, отношение к ним совсем другое. Как бы вы серьезно не относились к тому, что делаете на работе, запас прочности и отношение к каким-то неудачам там выше, чем когда вы «заходите на свои».
В этом плане очень хорошо можно развиваться, как специалисту. Ну и если получится денег заработать, это вообще прекрасно.
А реально ли зайти в iGaming SEO в одиночку?
Нужно садиться и очень сильно анализировать, хватит ли денег. Мне пишут разные ребята из серии: «Есть 1000 долларов», «Есть 50 000 долларов». С одной стороны можно подумать, что 50 000 — хорошо. Но сейчас это не так: если заходить в суперпростые ГЕО, что-то у тебя, конечно, получится, но окупаться эта сумма будет долго.
Идти в конкурентные ГЕО как будто бы нет особого смысла. Часто там сидят команды, у которых огромный ресурс (как и финансовый, так и людской). Это возвращаясь к количеству проектов, которые запускаются. В одиночку взлететь становится практически нереальной задачей. Только если повезет. Ну и ошибка выжившего тоже по-прежнему есть. И она работает.
Какое ГЕО предпочтительнее для старта?
Точно не РФ, потому что либо нужны очень хорошие скиллы в ПФ, либо нормальные бюджеты на дропы. СНГ — нормальный вариант, но тут нужно понимать, какие ключи брать и по каким конкретно ГЕО работать.
Я могу назвать навскидку Узбекистан и Азербайджан. Я знают ребят, которые работают в СНГ и получают хорошие результаты. Но никого не призываю слепо запрыгивать в эти ГЕО, это не рекомендация. Надо думать своей головой, смотреть связку «ГЕО + отдельные бренды + отдельные ключи».
Лично я сейчас с Латинской Америкой практически не работаю.
Но не так давно Женя Шестаков из канала PBN Heroes, выкладывал гайд по заходу в Латам. У него были прикольные примеры по брендам. Я думаю, что кто-нибудь за это зацепился и пошел делать сайты по ним. Наверное, это что-то такое недорогое с точки зрения и доменов, и ссылок. Ну и ставки там будут невысокие, потому что лезть в какую-нибудь Европу для новичка будет очень больно и неприятно. Даже для опытных это местами больно и неприятно. Даже с наличием бюджетов.

Понял. Из нашего интервью (да и в целом глядя на рынок) создается впечатление, что ниша iGaming перенасыщена. Да, можно много заработать, но сделать это сложно.
Но если не iGaming SEO, то что?
Крипта, на мой взгляд, по-прежнему актуальна и позволяет достойно зарабатывать. Тут очень важно разделять, куда именно мы целимся. Потому что в iGaming все понятно: есть брендовые сайты, сайты про игры, какие-нибудь ревьюшники.
Но если мы говорим про крипту, то это огромное разнообразие продуктов и подходов.
Сейчас на хайпе мемкоины. Люди запускают сайты на эту тему, раскачивают их и таким образом конвертируют людей. По сути они накачивают мемкоины ликвидностью, сливают трафик, запускают все по новой.
Есть и второй формат, когда запускают сайты-новостники (либо новые, либо покупают старые). На таких площадках пишут про криптовалюты в целом, новости по текущим событиям, выкладывают какие-нибудь аналитические статьи. Все сделано для нагона трафика. Вебмастера собирают трафик в целевом ГЕО и начинают продавать места под те же мемкоины, которые быстро на хайпе взлетают и также быстро сдуваются. Либо просто создают и продвигают свои мемкоины.
Это два похожих подхода, которые в крипте сейчас максимально на хайпе. На этом люди однозначно зарабатывают хорошие деньги. Но это целые команды, которые отстраивают сложные процессы. А вот новичку в такое тоже не так просто зайти.
На биржи, например, сейчас сливать трафик плохая идея. Потому что ставки низкие, а конкуренция высокая. Знаю, что люди сливают на всякие аппаратные кошельки, просто на какие-то кошельки, на сервисы обмена.
Есть еще большое количество всяких финансовых, криптовалютных и форекс офферов, а также бинарные опционы. Но там чаще всего какой-то скам, если честно. Там людей часто уже прям разводят на то, чтобы доить с них деньги.
Тут важно не зацикливаться на успешных кейсах, которыми пестрят различные каналы и конференции. Надо, чуть-чуть умерять свой пыл и не лезть туда, куда сейчас все лезут.
Давай немного поговорим про AI. Применяете ли в работе?
Да, применяем. Прямо сейчас используем ChatGPT, версия 4о.
Я лично в меньшей степени занимаюсь генерацией, всё-таки этим занимаются сеошники, и у нас есть отдельный человек, который очень хорошо в этом разбирается.
У него от месяца к месяцу список инструментов меняется, потому что до этого он больше пользовался разработкой от Google: Gemini. Также использовал Perplexity Cloud, но в последнее время все-таки опять все вернулось к ChatGPT.
Сейчас на хайпе DeepSeek, новый китайский продукт. Его пробовали уже?
Пока не могу сказать, что мы его как-то хорошо пощупали, просто в формате диалога легкого пообщались. Разницы пока не получилось замерить, что лучше — ChatGPT или DeepSeek. Но он по крайней мере бесплатен в сравнении с чатом (с другой стороны и чат не сильно больших денег стоит).
Насколько сейчас хорошо ранжируются ИИ-шные тексты?
Что касается ранжирования, я заметил, что главное — хороший домен. Вот и всё. На хорошем домене пойдёт какой угодно плохой контент.
Промптинг используем последовательный, периодически перерабатываем. Это не так, что мы создали один промпт или серию промптов, и только по ним ходим.
Когда качество текста начинает хромать, и уже от этого отталкиваемся, думаем, а что же можно улучшить или как-то поменять. Иногда банально у ChatGPT плохое настроение, поэтому он пишет фигню. Такое бывает: иногда он может выдавать какую-то ахинею.
Поэтому у нас всегда серия промптов и ручная полуавтоматическая работа с точки зрения создания структуры, и с точки зрения подбора ключевых слов. И только потом мы отдаем ему на написание.
С одной стороны, мы тратим время на ручную работу. Но с другой, это то и ранжируется в последствии. Автоматизация здесь скорее минимальная, потому что качество тоже должно хоть какое-то быть.
При этом вот такие тексты могут не очень хорошо ранжироваться на каких-то новых доменах, а на дроп-доменах заходят просто на ура. В моменте он может встать в ТОП-10 после индексации, дальше там стабильно стоять и оставаться. И там уже другие факторы включаются (ссылочные и другие истории) чтобы дальше его вверх подкинуть. Но в целом я не могу сказать, что использование наших подходов к генерации приводит к санкциям или, к примеру, отсутствию ранжирования.
То есть, несмотря на последние апдейты Google, в целом все работает?
Да, более чем работает. И главное: очень сокращает время на тестирование разных гипотез. Тебе не нужно писать копирайтеру, ждать текст, проверять его, давать комментарии и т. д.

Финальный вопрос и он про деньги. В одном из видео Олег Шестаков говорил, что опытному SEO-оптимизатору реально выйти на доход 10 000 долларов. Что думаешь ты?
Я согласен с Олегом, это действительно так. Это вполне себе настоящая реальная сумма. Вопрос в другом, нужно ли для этого человеку идти iGaming? Потому что в каком-нибудь e-commerce проекте в РФ тоже можно на тех или иных условиях получать пусть не 10 000, но вполне соизмеримые деньги.
На что конкретно может рассчитывать условный SEO-джун или мидл из белого направления, который решил прийти в iGaming?
Если хочется зарабатывать именно в iGaming, есть несколько путей:
Вообще пределов нет. Абсолютно. Получится ли? Это, с одной стороны, вопрос твоего умения, хардскилов, а с другой — софтскилов. Того, как ты умеешь договариваться. Я знаю достаточно много умных, классных, скилловых специалистов, которые зарабатывают меньше, чем могли бы быть. Меньше, чем их коллеги, которые не такие умные и успешные, но более договороспособные что ли. Умеющие себя продать.
Хорошо, спасибо огромное за ответ на этот вопрос. И за всё интервью, конечно! Лично я для себя открыл несколько новых точек зрения на SEO. Думаю, читателям будет не менее полезно.
Максим щедро поделился своим опытом и рассказал обо всех нюансах. А еще раскрыл, сколько может зарабатывать опытный SEO-специалист, и почему не только в iGaming. Ну а новичкам посоветовал, что изучать и где найти хорошее обучение.
Профайл: знакомство с SEO, работа в маркетинге, переход в iGaming
Максим, привет! В начале интервью давай поговорим о тебе: сколько тебе лет, как у тебя начиналась карьера, чем занимаешься сейчас?
Привет! Мне 30 лет, я из Казани: здесь родился, вырос и живу. В конце школы, в середине универа была интересна политика и общественная деятельность, но я никуда не вступил. Однако, отсюда растут ноги у многих моих общественных начинаний. Например, всегда было интересно поучаствовать в конференциях — быть услышанным, выразить свое мнение. Наверное, всегда было интересно получать какое-то внимание аудитории. Поэтому я и завел блог в Телеграме, начал записывать видео на Ютубе. Сейчас я так или иначе уделяю публичной деятельности много времени: мне интересно писать о SEO, делиться мнениями с коллегами.
А как ты себя идентифицируешь сегодня? Я знаю, что ты блогер, ведущий канала «По уши в гембле» и руководитель команды. Или есть что-то другое?
Я, скорее, назову себя SEO-тимлидом. И только после этого я уже тг- и ютуб- блогер. Если бы не было первого, не было бы и второго. Не было бы чем делиться, на основе чего делать какие-то выводы. Но, конечно, делать контент мне тоже нравится. У меня есть свои планы, свой трек развития на это. Но это не самый первый приоритет.
А как пришел в сферу?
История достаточно типичная. Сначала я просто попал в интернет-маркетинг: заведовал всем контентом в сети Казанских интернет-магазинов. Вся команда ходила в офис (задолго до ковида). Естественно, я рука об руку работал с маркетологами, сеошниками и рекламщиками. В общем, со всеми, кто отвечает за привлечение трафика.
SEO мне было интересно еще до этого. Параллельно я писал диплом в универе (учился по направлению системного администрирования). Среди списка тем я зацепился за тему про SEO. И понял: это то, что мне нужно.
У меня был год на то, чтобы написать диплом. Как часто бывает у студентов, я писал диплом о том, о чем по факту не знаю. И параллельно это учил. Читаешь, изучаешь, пишешь главы диплома. Ну и это все у тебя в голове оседает.
Я сдал диплом на четверку. А 1 сентября 2016 года я пошел на свою первую работу SEO-специалистом. Я пришел в классическое SEO-агентство тех лет. Там были региональные клиенты, всех мастей: бурение колодцев, забивки свай, педикюр, маникюр и много чего еще. Сейчас такое называют «галерой».
Получается, ты работал с разными нишами. А почему гембла и в какой момент ты выбрал именно ее?
Гембла началась, пожалуй, года три назад.
На тот момент я по-прежнему работал в агентствах. Моим крайним было Rush Agency. В нем я сначала работал с проектами из СНГ, а затем перешел в отдел западного продвижения.
Было много клиентов, которые продвигались и создавали продукты на западном рынке. Среди них были какие-то крипто-стартапы, форекс, трейдинг, ну и продукты по айгеймингу. Это были конечные продукты, которые привлекают на себя юзеров, — не совсем аффилиатные истории. Мне стало интересно: я даже в свободное от работы время что-то изучал в этом направлении. Зацепило так, что впоследствии ушёл из агентства и начал работать в продукте.
Интересно, что ты ушел сразу в iGaming, ведь, насколько я понимаю, iGaming-SEO сложнее других ниш?
Да, в рамках SEO — это одна из самых интересных ниш. Причине две:
- За ТОП-1 идет просто бойня, особенно в знаковых ГЕО.
- Это, пожалуй, самая инновационная ниша, в которой есть где развернуться.
Но гемблинг в этом плане хорош еще и тем, что в нем достаточно большие бюджеты. А значит, есть возможность тестировать разные смелые гипотезы. И даже если они не отрабатывают, ты все равно сможешь оказаться в плюсе, если хотя бы одна из гипотез хорошо выстрелила.
iGaming очень драйвит — у тебя на руках просто все карты. На каких-то более «громоздких» проектах ты порой связан по рукам и ногам, поля для творчества нет. А в iGaming-сфере ты всегда на гребне волны. Скуки здесь нет в принципе.
С одной стороны это нервно, с другой стороны — очень интересно.
Ты сказал, что идентифицируешь себя в первую очередь как тимлида. Скажешь несколько слов о команде?
У нас небольшая команда в рамках большой компании. У компании есть отделы — каждый отвечает за свой тип трафика. Есть как разные источники, так и разделение внутри SEO-отделов.
В моей команде около 10 человек. В рамках отдела мы стараемся закрывать всё своими силами, фокусируемся на узком количестве проектов и работаем целостно: сами создаем, развиваем, продвигаем. У нас есть свои разработчик, дизайнер, контент-менеджер, маркетолог. Ну и сеошники, разумеется.
Понял. А у команды есть название?
Как такового названия нет, потому что нет цели идти в публичность. Может быть, в будущем придумаем. Здесь еще история такая, что мы все равно входим в рамки группы компаний под определенным брендом, у которого уже есть позиционирование. Вот пока что в рамках этого трека идём и особо не отсвечиваем.
Какие курсы и обучения Максим может порекомендовать и почему не делает свои продукты
Я достаточно давно подписан на «По уши в гембле». Смотрел и видео на YouTube. И там, и там ты часто выпускаешь образовательный контент. Не думал о своём продукте в этой нише?На самом деле заход был изначально такой: рассказывать бесплатно всё, что я могу рассказать. Поделиться мнением, получить обратную связь от коллег. Как тогда, так и сейчас, я не планирую создавать платный продукт. Да и, по большей части, все, что хотел, я уже рассказал.
Если уводить это в платную историю, непонятно, какую дополнительную ценность я могу дать. Индивидуальное сопровождение, консультации, закрытые группы?.. Мне это не интересно.
Некоторые мои коллеги, SEO-специалисты, запускали свои продукты и действительно зарабатывали в моменте деньги. Но на дистанции выходило не очень хорошо: их начинали называть инфоцыганами и другими нехорошими словами. Одни сливали курсы, другие их скачивали, третьи выпускали разоблачения. В общем, желающих потанцевать на костях тех, кто запустил свой продукт, всегда много.
Я намеренно не беру ни с кого деньги — даю возможность изучить все бесплатно. И как раз тот фактор, который снимает весь негатив.
Если ты не согласен с инфой — можешь идти дальше учить, читать, изучать то, что тебе нравится. Понравилось? Здорово, отлично, мне приятно. Я готов с тобой даже пообщаться о чем-то более конкретном, всегда открыт к вопросам.
И поэтому, собственно, нет никакого негатива. Но есть больше доверия ко мне как к человеку и специалисту.
А в целом, как ты считаешь: насколько реально хотя бы до уровне джуна выучить SEO по курсам или по книгам?
Можно. Вполне себе. Я на старте изучал SEO по книгам, но это была особенность тех лет, когда я учился. Тогда действительно были издания, которые мне в этом помогли.
Как минимум, книга Ашманова «Оптимизация и продвижение в поисковых системах». Это, пожалуй, база, которую я бы советовал прочитать любому. Там очень много уклона в математику. После книги станет гораздо понятнее, что же там под капотом у поисковиков. Гугл и Яндекс, конечно, различаются, но общие принципы у них одни.
Потом уже можно переходить к ранжированию: а какие же факторы существуют, а почему мы это должны делать, а не это. Оттуда уже и приходит понимание.
За прошедшее время появилось много курсов — причем даже бесплатных, на базе которых можно что-то выучить.
Лично я проходил курс Дмитрия Шахова про SEO, но у него он, скорее, такой теоретический. Также я проходил SEO-курс Андрея Буйлова и он был уже чуть более практическим, и он тоже мне в целом понравился.
Еще я проходил курсы Rush Academy. Я работал в Rush Agency и нам это доставалось условно бесплатно — мы за счет этого увеличивали свою экспертизу. Наверное, из последних, это самое лучшее, что вообще есть на рынке. И что хорошего в Rush Academy: у них есть разделение по уровням. Например, курс SEO от 0 до Middle, и в рамках этого курса есть разделение: блок для джуна, блок для мидла и так далее. Отдельный курс для Senior SEO, и там действительно уже другие вопросы раскрываются. Есть и отдельный курс для продвижения на бурж.
Поэтому, если хотелось бы кому-то в этом направлении пойти, на сегодняшний день я бы скорее посоветовал взять курс Rush Academy от нуля до мидла, как минимум.
Что происходит с SEO в 2025: Google
Супер. Спасибо за рекомендации. Давай поговорим в целом о всей сфере.Расскажи, что сейчас происходит в SEO? Есть ли какие-то тенденции, которые имеют смысл учитывать в 2025 году?
В первую очередь буду говорить про Google. C Яндексом достаточно давно не работал лично и знаю о последних изменениях только по опыту коллег.
Google стал еще менее предсказуемым — только тесты помогают найти то, что работает здесь и сейчас. Верить во что-то одно, поднимать сайты по одной и той же схеме — уже откровенно плохая идея.
То, что работало два года назад и даже год назад, сейчас работает гораздо хуже. Поэтому я рекомендую больше времени уделять на изучение конкурентов. Уже на базе этого строить идеи и гипотезы, а дальше стараться их развивать, причем параллельно.
Какие гипотезы это могут быть?
Например, запустить какой-то проект в рамках одного ГЕО и на новом домене, и на аукционном домене. Или написать контент для одного сайта с копирайтером, а для другого с ChatGPT. Дальше стараться масштабировать наработки на какие-то соседние ГЕО.
Идея в том, что если ты заходишь в какую-то категорию ключей, то не нужно ставить ставку ровно на один домен, один проект или одну связку.
Нужно стараться одномоментно запускать больше — и какой-то сайт из пачки покажет более высокий результат. Дальше уже использовать «проигравшие» проекты так, как считаешь нужно. Подклеивать, перевозить, делать из них какую-то небольшую PBN-сеть. И усиливать ими основные проекты.
На самом деле, это не новая история. Тот же Михаил Шакин про это уже который год говорит: если вы что-то запускаете, делаете не один, лучше пять, а если есть деньги, то лучше десять сайтов одномоментно. Что-нибудь из этого выстрелит, и вы сможете дальше на этом поехать.

Получается, чистый рандом от Google?
Есть некоторый рандом с одной стороны. С другой стороны ты понимаешь, что на рандом жалуются те, у кого не получается. Или те, кто ленится.
Если не лениться, то рандом можно победить тем, что ты сделал больше: у тебя больше шансов на то, что что-то зацепится и ты как раз этот рандом поймаешь. Из десяти случаев если не два, то один точно отработает. Дальше включается немного другая работа, и ты начинаешь планомерно развивать проекты, которые показывают себя лучше.
Конечно, такие сайты тоже не застрахованы от каких-то падений и апдейтов. Но тем не менее, они уже скорее будут жить, чем просто сгинут после запуска.
Когда все запускали по одному, по два проекта было меньше толкания локтями друг с другом. А сейчас, когда все поняли, что надо запускать больше, в моменте стало тяжелее. Многие сайты очень сильно выросли в количестве сайтов под одни ГЕО и под одни ключи.
Наверное, это самая такая актуальная тенденция, которая наблюдается.
А ссылки со взломанных сайтов все еще работают?
Да. Несмотря на все заявления Google и все спам-апдейты, в топах так и стоят сайты на ссылках с ломаных сайтов. Это выглядит очень смешно, потому что конкуренты в рамках отчётов даже не скрывают сайты с такими ссылками.
Если резюмировать, то в 2025 нужно выдвигать гипотезы, запускать больше сайтов и анализировать конкурентов.
При этом дроп-домены и линкбилдинг работают плюс-минус по-прежнему.
Да, все верно. По сравнению с прошлым годом, наверное, ничего сильно не поменялось.
Единственное, я добавлю, что какие-то публичные истории, которые начинают сильно где-то отсвечивать, привлекают внимание Google. И видно, что некоторые проекты буквально начинают отлетать в моменте.
Пришел Google, ручные санкции поставил, проект вылетел за сутки. А рядом стоят такие же соседи, на которых внимания не обратили. И если кто-то кому-то не нравится, можно поднять шумиху и проекта в выдаче не станет. Но, конечно, если люди расторопны, они могут переехать на какой-то другой домен и вернуться на свое прежнее место.

Насколько в 2025-м году тяжелее работать с SEO, чем тогда, когда ты только начинал?
Тяжелее с точки зрения работы, либо с точки зрения скорости достижения результатов? Условно говоря, чтобы добиться результатов, SEO-скиллы нужны примерно те же самые. Но стало чуть сложнее: как будто отклик от Google стал чуть дольше, от начала запуска до получения первых результатов. Возможно это мое субъективное мнение и кто-то со мной может не согласиться.
Что за последние годы точно изменилось, так это бюджеты. Банально тебе нужно больше денег. Все то, что ты делал год или два года назад, стало стоить на 30-50% дороже.
Естественно, в большей степени значительный рост бюджетов относится к ссылкам и дроп-доменам. В меньшей — к контенту, потому что многие перешли сейчас на генерацию. И это сократило как раз стоимость создания контента.
Что происходит с SEO в 2025: Яндекс
Совсем коротко про Яндекс. Именно в iGaming теме я так понимаю, кто-то с ним все же работает?Да, он жив. Команды в нем работают. Но у них свои подходы.
Google и Яндекс — это разные истории. В Google все-таки стараются заходить на дропах. Отсюда и огромные цены на аукционные домены, которые покупают даже за миллионы рублей. А если их покупают, значит они, как минимум, отбиваются и деньги новым владельцам этих доменов приносят.
Если говорить про Яндекс, тут по-другому. Разница между топом в Яндексе и топом в Google кардинальная.
В Google скорее будут стоять дропы. В Яндексе — новореги с прямыми вхождениями. Причем это будут доменные зоны далеко не ru. То есть там тоже богатый набор доменных зон, которые регистрируются огромными пачками. Как зашли, так же и вылетели.
Ну и поведенческие факторы, конечно. В Яндексе используется все, что может работать и, конечно, без поведенческих здесь не обходится.
Создается ощущение, что в Google, наверное, всё-таки заходить легче, чем в Яндекс, потому что Яндекс — это условный РКН и накрутка ПФ.
В Google тоже есть РКН. Просто в Google сайт может продержаться чуть подольше.
Дело в финансах и конкуренции. Заходить в какие-то топовые бренды в одиночку — самоубийство. Это просто потраченные деньги впустую. Но и бесценный опыт, конечно.
Если заходить куда-то, то лучше посмотреть на бренды поновее — с меньшим количеством частотности. Но тут тоже много вопросов: примет ли этот бренд ваш трафик. Может быть, что и нет.
В Яндексе, если у вас есть какой-то опыт в накрутке ПФ, можно попробовать пойти в эту сторону пойти и попытаться где-то зацепиться. Но опять-таки в самые конкурентные бренды я бы не полез. Даже если бы я круто умел крутить, лучше потренировался бы на чем-то попроще.
Как в 2025 работают PBN, дорвеи, дроп-домены, ссылки со взломанных сайтов
Расскажи по поводу дроп-доменов. Как с ними ситуация в 2025?Дроп-домены тоже прекрасно себя чувствуют. Однако, у них есть свойство в моменте резко терять видимость и трафик. Чаще всего это решается переездами на другие домены. То есть, все то, чем пугал Google, в моменте работает, но не так, как нам это рассказывали.
При этом, если смотреть на аукционы и стоимость дроп-доменов, то они как росли, так и продолжают расти. Google говорит одно, а мастера воспринимают это по-своему и продолжают делать то, что делали раньше.
А можешь рассказать, насколько история с PBN сейчас актуальна?
Возможно ли какую-то PBN-ку сделать человеку самостоятельно для того, чтобы поддерживать несколько своих проектов?
В целом они актуальны. PBN работают и дают результат.
Размещения в Tier-1 ГЕО стоят порой больших денег. Проще пойти на какой-нибудь аукцион; найти не самый крутой, но достаточно неплохой домен; восстановить его и поставить с него ссылку. Понятно, что есть затраты на хостинг, продление домена, в целом на инфраструктуру. Но по итогу с этого сайта будет стоять ссылка только на тебя и не будет никаких других конкурентов.
Требований к таким сайтам много. У всех своё представление, что такое PBN: сколько должно быть страниц, должен ли на сайтах сети быть трафик. Но в целом, любая сеть может работать, сокращая по итогу бюджет на сторонние размещения.
В перспективе лучше, конечно, их делать. Но, опять-таки, нужны ресурсы, чтобы не только поднимать сайт, но и контролировать все процессы.
А что можешь посоветовать новичкам?
Новичкам можно идти по пути запуска двух и больше проектов одновременно. Когда проект не стреляет, он преобразуется в PBN.
Можно оставлять тот же самый контент, просто добавлять ссылку на свой основной продвигаемый сайт. И это будет работать в целом нормально.
Если все-таки в количественном выражении, то минимально жизнеспособно PBN — это всё-таки сколько сайтов? 10, 20, 50, 100?
Сложно сказать. Очень сильно зависит от ГЕО, ключей и того, что уже сделали конкуренты. Можно поставить и 10, и 20, и 30, и 40. Но разницы вообще не почувствовать.
Тут с одной стороны возникает вопрос о качестве этих доменов и способах построения. Но скорее речь о том, что у прямых конкурентов этих доменов и PBN-ок существенно больше. Просто они скрыты от сервисов.
По моим наблюдениям, когда у тебя 10 хороших, а у кого-то 100 средненьких, скорее 100 средненьких победят 10 хороших.

Расскажи про дорвеи: насколько они в 2025 году живы и актуальны? Кто-то вообще их еще делает?
Кто-то это делает точно. Просто у меня, наверное, круг общения не из дорвейщиков состоит.
Из того, что я вижу — дорвеи живы и они существуют. Но выживают сильнейшие. Те, кто лучше приспосабливается. У таких людей (или команд) тоже серьезно отстроенные процессы и качественная автоматизация. И регулярный мониторинг: где что-то вылезло, а где упало — какой бы там Google неповоротливый ни был, все-таки он умеет находить дорвеи. Тем не менее, это не мешает таким сайтам часто мелькать в выдаче и попадать в ТОП-10.
Когда смотрю выдачу, встречаю прям очевидные дорвеи. Иногда такие страшные вылезают, что страшно смотреть. Хорошо, что они быстро пропадают. Но при этом многие дорвеи сейчас выглядят как вполне себе человеческие сайты — не те, какие были раньше и какие люди представляют себе сейчас, когда речь заходит о дорвеях.
Что лучше работает в iGaming SEO: разобрали обзорники, слотовые и брендовые сайты
С каких сайтов начинать погружение в iGaming SEO?Точно не с обзорников. Какое бы ГЕО это не было. Потому что здесь толком не масштабироваться. Обзорник подразумевает больше 10 страниц. А лучше — 20, 30, 50, 100. И запустить параллельно таких хотя бы 5 — нужно обладать очень толстым кошельком.
Лучше посмотреть на брендовые сайты и слотовые сайты. Просто у меня в брендовых сайтах опыта, на самом деле, минимум, как это ни странно. И я к ним отношусь в этом плане не то, что скептически… Это просто не то, на чем стоит фокусироваться аффилиату.
Почему так?
Представьте, что есть бренд. Владельцы всячески развивают его — вкачивают деньги в маркетинг, работу с клиентами, с игроками. Приходит сеошник и просто за счет того, что он знает, как это делать, садится на спину этому бренду. И едет, пока бренд не сдуется. Вылез новый бренд — он другому сел на шею и на нем поехал. Но руководство брендов тоже не глупые, они видит те бюджеты, которые дают аффилиатам и понимают, что в долгосроке выгоднее собирать эти отделы внутри компании. В моменте они потратят какую-то сумму денег, но зато впоследствии не будут отдавать огромные бюджеты аффилиатам в качестве процентов.
То есть ты однозначно не рекомендуешь работать сейчас с брендовыми сайтами?
В моменте, наверное, брендовый сайт — это хорошая идея для заработка. Можно действительно выйти в некоторых топах на EMD домене, которые будут стоить 10 долларов, поднять их 100 штук (реально 100 штук) и один у тебя вылезет. Построить сетку PBN, усилить, подклеить что-то, начать покупать какие-то ссылки.
Даже средние команды, у которых особо нет бюджета на дропы, работают именно таким образом. Они поднимают очень большое количество сайтов в рамках одного ГЕО. Что взлетает — подхватывают, начинают подкачивать ссылками. По итогу все выстраивается в пирамиду, где на вершине у тебя 1, 2, 3 сайта, которые за счет счастливого случая встали в топ.
И вот тут есть огромный риск того, что бренд может в любой момент прийти к вам и сказать: «Спасибо, было классно работать, но давай досвидания. У нас свой отдел теперь, мы готовы твой трафик принимать, но ставки будут ниже». Если хочешь его кросс-брендом сливать, то у тебя очень сильно понизится конверсия: соответственно, в деньгах ты опять проиграешь.
Про брендовые уловил. Ты говорил еще про слотовые сайты. Что про них скажешь?
Золотая середина — это слотовый сайт. Я, если честно, не помню истории, когда владелец трейдмарки банил сайт или отжимал слотовый домен. Скорее всего, такое было, но по крайней мере я лично с этим не сталкивался.
Со слотовым сайтом у вас есть как бы микс. Вы с одной стороны не на брендовом трафике, а с другой — вам не надо так много страниц, как на обзорнике. Это 5-10 страниц, при этом вы можете работать с любым брендом, в котором есть эта игра.
А еще вам не надо вливать в сайт такие же кучи денег, как, например, в обзорник.
Вопрос опять-таки ГЕО и выбора слотов. Условный Авиатор точно не надо, не лезьте туда. Он уже достаточно старый, да и сейчас появляется много новых слотов, которые постепенно отъедают от Авиатора популярность.
Ну и в целом в Авиаторе уже очень много команд, которые годами там сидят. И туда слету не зайти. Выбирайте слоты, но не Авиатор и не что-то сверх популярное, что вы видите в рамках ГЕО в моменте.
Как ворваться в SEO iGaming: 3 совета новичкам
Продолжая тему старта в SEO: есть ли типовые ошибки, которые обычно совершают новички в SEO?Если брать iGaming, то я бы выделил две главные ошибки.
Первая. Доверять инструментам анализа конкурентов. И Ahrefs, и SemRush часто показывают совсем не то, что есть на самом деле. Даже специализированные инструменты поиска скрытых ссылок, поиска PBN чаще не работают, чем работают.
Иногда люди пытаются найти какой-то запрос и видят, что у них Keyword Difficulty близок к нулю. Но по факту там совсем не нулевая конкуренция, и ссылок там нужно много. Просто все их скрывают, не показывают. А человек, видя эту картину, думает, что вроде все нормально. Так часто бывает, когда у новичка есть опыт работы с «белыми» нишами, где ссылки и контент не скрывают под клоакой, и все на виду.
Вторая. Заходить в нишу с последней — условно — тысячей долларов. Вы, во-первых, быстро её потратите и не получите обратную связь. Запустите мало сайтов, не успеете ничего толком протестировать. И разочаруетесь. Наверное, можно посоветовать не лезть в такие ниши и ГЕО, где не хватит денег. Но денег, скорее всего, не хватит всегда, потому что когда ты начинаешь считать бюджет, получается, что нужно было на 30-50% больше.
Понятно. Значит, первое — не доверять Ахрефсу, Семрашу и базовым сервисам. Второе — не лезть на последние деньги.
Может, выделим третье для топа?
Это скорее совет: делайте свои проекты. Да, если вы реально хотите разобраться и получить результаты, лучше идти в команду. Но параллельно делать что-то свое тоже бы не мешало. Это самый ценный опыт. Когда вы тратите свои деньги, отношение к ним совсем другое. Как бы вы серьезно не относились к тому, что делаете на работе, запас прочности и отношение к каким-то неудачам там выше, чем когда вы «заходите на свои».
В этом плане очень хорошо можно развиваться, как специалисту. Ну и если получится денег заработать, это вообще прекрасно.
А реально ли зайти в iGaming SEO в одиночку?
Нужно садиться и очень сильно анализировать, хватит ли денег. Мне пишут разные ребята из серии: «Есть 1000 долларов», «Есть 50 000 долларов». С одной стороны можно подумать, что 50 000 — хорошо. Но сейчас это не так: если заходить в суперпростые ГЕО, что-то у тебя, конечно, получится, но окупаться эта сумма будет долго.
Идти в конкурентные ГЕО как будто бы нет особого смысла. Часто там сидят команды, у которых огромный ресурс (как и финансовый, так и людской). Это возвращаясь к количеству проектов, которые запускаются. В одиночку взлететь становится практически нереальной задачей. Только если повезет. Ну и ошибка выжившего тоже по-прежнему есть. И она работает.
Какое ГЕО предпочтительнее для старта?
Точно не РФ, потому что либо нужны очень хорошие скиллы в ПФ, либо нормальные бюджеты на дропы. СНГ — нормальный вариант, но тут нужно понимать, какие ключи брать и по каким конкретно ГЕО работать.
Я могу назвать навскидку Узбекистан и Азербайджан. Я знают ребят, которые работают в СНГ и получают хорошие результаты. Но никого не призываю слепо запрыгивать в эти ГЕО, это не рекомендация. Надо думать своей головой, смотреть связку «ГЕО + отдельные бренды + отдельные ключи».
Недавно я беседовал с коллегами из ТГ-канала Gamble House. Это 4H Agency. Они предоставляют разные услуги по лицензированию и так далее. Они открыли мне абсолютно неочевидное ГЕО — Грузию. По их мнению, оно сейчас максимально интересное. Если говорить про какие-то далекие от нас ГЕО, то Латинская Америка. Но это тоже связка ГЕО и каких-то отдельных ключей.
Лично я сейчас с Латинской Америкой практически не работаю.
Но не так давно Женя Шестаков из канала PBN Heroes, выкладывал гайд по заходу в Латам. У него были прикольные примеры по брендам. Я думаю, что кто-нибудь за это зацепился и пошел делать сайты по ним. Наверное, это что-то такое недорогое с точки зрения и доменов, и ссылок. Ну и ставки там будут невысокие, потому что лезть в какую-нибудь Европу для новичка будет очень больно и неприятно. Даже для опытных это местами больно и неприятно. Даже с наличием бюджетов.
Где еще можно заработать на SEO, кроме iGaming-сферы

Понял. Из нашего интервью (да и в целом глядя на рынок) создается впечатление, что ниша iGaming перенасыщена. Да, можно много заработать, но сделать это сложно.
Но если не iGaming SEO, то что?
Крипта, на мой взгляд, по-прежнему актуальна и позволяет достойно зарабатывать. Тут очень важно разделять, куда именно мы целимся. Потому что в iGaming все понятно: есть брендовые сайты, сайты про игры, какие-нибудь ревьюшники.
Но если мы говорим про крипту, то это огромное разнообразие продуктов и подходов.
Такое ощущение, как будто у всех немножко на теме iGaming едет крыша. Люди увидели какой-то кейс и хотят сразу с двух ног сюда запрыгнуть. Но вокруг есть куча других направлений, где конкуренции меньше. Да, вероятно, и ставки за лида меньше, но тем не менее.
Сейчас на хайпе мемкоины. Люди запускают сайты на эту тему, раскачивают их и таким образом конвертируют людей. По сути они накачивают мемкоины ликвидностью, сливают трафик, запускают все по новой.
Есть и второй формат, когда запускают сайты-новостники (либо новые, либо покупают старые). На таких площадках пишут про криптовалюты в целом, новости по текущим событиям, выкладывают какие-нибудь аналитические статьи. Все сделано для нагона трафика. Вебмастера собирают трафик в целевом ГЕО и начинают продавать места под те же мемкоины, которые быстро на хайпе взлетают и также быстро сдуваются. Либо просто создают и продвигают свои мемкоины.
Это два похожих подхода, которые в крипте сейчас максимально на хайпе. На этом люди однозначно зарабатывают хорошие деньги. Но это целые команды, которые отстраивают сложные процессы. А вот новичку в такое тоже не так просто зайти.
На биржи, например, сейчас сливать трафик плохая идея. Потому что ставки низкие, а конкуренция высокая. Знаю, что люди сливают на всякие аппаратные кошельки, просто на какие-то кошельки, на сервисы обмена.
Есть еще большое количество всяких финансовых, криптовалютных и форекс офферов, а также бинарные опционы. Но там чаще всего какой-то скам, если честно. Там людей часто уже прям разводят на то, чтобы доить с них деньги.
Казино, как бы странно это не звучало, бывает честнее некоторых офферов, которые на первый взгляд могут казаться белыми и пушистыми. А некоторым кажется, что казино — это плохо, люди деньги проигрывают. Глобально, они везде проигрывают, что в крипте, что в бинарке, что в форексе — это одно большое казино на самом деле.
Тут важно не зацикливаться на успешных кейсах, которыми пестрят различные каналы и конференции. Надо, чуть-чуть умерять свой пыл и не лезть туда, куда сейчас все лезут.
Как команда Максима использует AI и почему AI — не панацея от всех бед
Давай немного поговорим про AI. Применяете ли в работе?
Да, применяем. Прямо сейчас используем ChatGPT, версия 4о.
Я лично в меньшей степени занимаюсь генерацией, всё-таки этим занимаются сеошники, и у нас есть отдельный человек, который очень хорошо в этом разбирается.
У него от месяца к месяцу список инструментов меняется, потому что до этого он больше пользовался разработкой от Google: Gemini. Также использовал Perplexity Cloud, но в последнее время все-таки опять все вернулось к ChatGPT.
Сейчас на хайпе DeepSeek, новый китайский продукт. Его пробовали уже?
Пока не могу сказать, что мы его как-то хорошо пощупали, просто в формате диалога легкого пообщались. Разницы пока не получилось замерить, что лучше — ChatGPT или DeepSeek. Но он по крайней мере бесплатен в сравнении с чатом (с другой стороны и чат не сильно больших денег стоит).
Насколько сейчас хорошо ранжируются ИИ-шные тексты?
Что касается ранжирования, я заметил, что главное — хороший домен. Вот и всё. На хорошем домене пойдёт какой угодно плохой контент.
Разумеется, мы объективно не делаем заведомо плохой контент: прорабатываем структуру, собираем конкурентов, анализируем. Мы не просто закидываем один промпт и скачиваем текст.
Промптинг используем последовательный, периодически перерабатываем. Это не так, что мы создали один промпт или серию промптов, и только по ним ходим.
Когда качество текста начинает хромать, и уже от этого отталкиваемся, думаем, а что же можно улучшить или как-то поменять. Иногда банально у ChatGPT плохое настроение, поэтому он пишет фигню. Такое бывает: иногда он может выдавать какую-то ахинею.
Поэтому у нас всегда серия промптов и ручная полуавтоматическая работа с точки зрения создания структуры, и с точки зрения подбора ключевых слов. И только потом мы отдаем ему на написание.
С одной стороны, мы тратим время на ручную работу. Но с другой, это то и ранжируется в последствии. Автоматизация здесь скорее минимальная, потому что качество тоже должно хоть какое-то быть.
При этом вот такие тексты могут не очень хорошо ранжироваться на каких-то новых доменах, а на дроп-доменах заходят просто на ура. В моменте он может встать в ТОП-10 после индексации, дальше там стабильно стоять и оставаться. И там уже другие факторы включаются (ссылочные и другие истории) чтобы дальше его вверх подкинуть. Но в целом я не могу сказать, что использование наших подходов к генерации приводит к санкциям или, к примеру, отсутствию ранжирования.
То есть, несмотря на последние апдейты Google, в целом все работает?
Да, более чем работает. И главное: очень сокращает время на тестирование разных гипотез. Тебе не нужно писать копирайтеру, ждать текст, проверять его, давать комментарии и т. д.
Заработок в iGaming SEO: почему необязательно идти в эту нишу, чтобы хорошо зарабатывать

Финальный вопрос и он про деньги. В одном из видео Олег Шестаков говорил, что опытному SEO-оптимизатору реально выйти на доход 10 000 долларов. Что думаешь ты?
Я согласен с Олегом, это действительно так. Это вполне себе настоящая реальная сумма. Вопрос в другом, нужно ли для этого человеку идти iGaming? Потому что в каком-нибудь e-commerce проекте в РФ тоже можно на тех или иных условиях получать пусть не 10 000, но вполне соизмеримые деньги.
На что конкретно может рассчитывать условный SEO-джун или мидл из белого направления, который решил прийти в iGaming?
Если хочется зарабатывать именно в iGaming, есть несколько путей:
- Пытаешься работать на свои деньги. Что заработал, все твое — никакого потолка в этом случае не будет.
- Идешь учиться в какую-то команду. Естественно, у тебя есть фикс и какой-то бонус. Приносишь компании хороший доход, который соразмерен тому, что компания вкладывает, какие-то экстра деньги достаются тебе.
10 000 долларов — это реальная история, ну вот честно. Главный вопрос, на который стоит себе ответить: стоит ли идти именно в iGaming для того, чтобы прийти к такой сумме. Я уверен, есть н-нное количество путей, которые, возможно, окажутся легче, проще и быстрее.
Вообще пределов нет. Абсолютно. Получится ли? Это, с одной стороны, вопрос твоего умения, хардскилов, а с другой — софтскилов. Того, как ты умеешь договариваться. Я знаю достаточно много умных, классных, скилловых специалистов, которые зарабатывают меньше, чем могли бы быть. Меньше, чем их коллеги, которые не такие умные и успешные, но более договороспособные что ли. Умеющие себя продать.
Хорошо, спасибо огромное за ответ на этот вопрос. И за всё интервью, конечно! Лично я для себя открыл несколько новых точек зрения на SEO. Думаю, читателям будет не менее полезно.