Что происходит с Instagram*? Середина апреля, разбираем данные

  • Автор темы Елена Маракова
  • Дата начала
  • Ответы 0
  • Просмотры 1.201
Источник: DNative

* Запрещенная в РФ экстремистская организация

Больше месяца Instagram* доступен в России только под VPN. Часть экспертов уверена, что Instagram* будет жить дальше без проблем, потому что «даже бабушки уже поставили себе впнку», часть уверены, что Instagram* уже можно хоронить, аудитория оттуда ушла и только цифровое сопротивление из крупных городов его использует.

Я собрал все данные доступные на 20 апреля 2022 года, чтобы их сравнить и разобраться, что происходит с платформой.

Mediascope считает, что пациента не спасти

Начнём со свежайшего исследования от Mediascope (pdfку можно скачать тут). По его данным аудитория Instagram* просто рухнула в бездну. Начнём со среднесуточного охвата, то есть процент населения России 12+ лет, который заходит на платформу:

image-40.png


MAU отличается от DAU сильно, на графиках представлено именно DAU. По данным Mediascope, MAU Instagram* в январе 2022 было 67 млн человек, или 54,9%. То есть данные в целом бьются с рекламным кабинетом, объём аудитории доступной для рекламы был в среднем 63,3 млн человек по последним наблюдениям.

Методологию этого исследования найти не удалось, но в интернет-панели в вебе участвует 14 тысяч человек, для мобиайла ещё 20 тысяч. Репрезентативненько. К сожалению свой webindex они отключили и сравнить в режиме онлайн не получается.

Пока просто зафиксируем, что по данным, которым нет повода не доверять, Instagram* рухнул в 3 раза, а его место занял Telegram. Идём дальше:

image-41.png


Если на первом графике мы с тобой видим падение количества аудитории в 3! раза, то на втором графике снижение оставшейся аудитории платформы почти в 4 раза! То есть до блокировок средний Insta-юзер проводил на платформе 40+ минут в день, сейчас этот показатель 11 минут. В цифру 40 минут верю легко, такие данные давно публиковал Instagram* и другие исследователи.

Параллельно мы видим просадку TikTok, в котором нечего смотреть, окончательную гибель Facebook* и небольшой рост ВКонтакте. Telegram с ростом на 10 минут в день выглядит круто, но общее снижение не компенсирует.

image-44.png

Только этот график для меня выглядит теперь странным. Средний пользователь Instagram* стал проводить там на 30 минут в день меньше, 60% пользователей вообще от него отказались (или 20% DAU всего рунета), Telegram подрос только на 10% DAU Рунета, остальные остались +/- на своём, 14 марта происходит буквально обрушение среднего времени использования Instagram*, но среднее время, которое россияне тратят на соцсети осталось почти таким же, как до 24 февраля. + падающий TikTok. Так кто компенсировал это падение?

Ещё есть крутой график о качестве Insta-сидения средним юзером платформ. То есть какой процент пользователей платформы сколько времени проводил на ней до блокировки и после.

image-42.png

Больше всего удивляет практически полное падение интереса САМОЙ активной аудитории платформы. То есть в то, что невовлечённая аудитория забила на заблокированный Instagram* я верю без проблем. Но то, что люди, которые раньше проводили на платформе 40-60 и больше минут в день резко стали сидеть тут меньше, вызывает вопросы.

А эти графики я вообще объяснить и понять не могу. В стиле сколько «усреднённый россиянин проводит в разных соцсетях времени в день?» Instagram*, получается, просто умер.

image-43.png


Не забываем, пока я просто собираю выводы и комментирую имеющиеся графики, нагнетая градус интриги. Выводы в конце.


BrandAnalytics потерял веру в Instagram*

В корректности статистики BrandAnalytics я сомневаюсь давно. Ещё в ноябре 21 года у них вышла статистика, где ВКонтакте был безоговорочным лидером пользовательского контента в России и тут я разбирал, почему это не так (много графиков и статистики).

Это дела минувшие, вернёмся к новому графику активности соцсетей:

grafik2406.png


Методология и выборка: 3,6 млрд русскоязычных сообщений. Число активных русскоязычных авторов за день — это авторы, которые опубликовали в исследуемый день хотя бы одно сообщение, Stories, комментарий или репост. Stories учитывается для ВКонтакте и Instagram* (в Instagram* для авторов с числом подписчиков 10 тыс. и выше). В исследовании исключена активность спам-ботов на платформе Telegram, которая составляет более 30% трафика платформы.

Ого, скажешь ты, а как же Stories в Facebook* и Одноклассниках? Они же там тоже есть, но их тут не учитывают (не могут). MAU Моментов (аналог Stories) в Одноклассниках 28 млн человек ещё в конце 2021 года. Это ладно, но вот то, что АВТОРОМ признаётся человек, который сделал репост или написал комментарий, это вообще забавный случай. Особенно в условиях, когда Stories в Instagram* учитываются только для аккаунтов 10к+ человек.

Что меня удивляет в этих графиках. 24 февраля, когда в соцсетях контента стало ОЧЕНЬ много, существенный рост только в Telegram, в Twitter и очень небольшой и ленивый в Facebook*. Instagram* вообще никак не отреагировал на начало «военной спецоперации»? Вся неделя перед 14 февраля состояла из «прощаний» и «ищите меня в Telegram/ВКонтакте» на графиках отражена падением числа публикуемых постов. Количество авторов между началом февраля и началом апреля в Instagram* упало в 2! раза. В ДВА РАЗА. Авторов. И контента в 2 раза.

При условии, что любой пост провоцировал огромные обсуждения в марте и в Instagram*, и в Telegram (я даже закрывал комментарии), отсутствие роста активности в это время выглядит странным для Instagram*.

Честно, я просто не верю в эти цифры. Поэтому пойду за следующими данными, чтобы распутать головоломку.


Livedune и анализ 50 тысяч аккаунтов

Пока мы говорили про объём аудитории, её время сеанса и количество публикуемого контента по очень странной методологии от BA. Что может помочь нам проверить все эти данные? Охваты.

Livedune мониторит статистику аккаунтов уже давно и сделал шикарные таблицы со статистикой отдельно по блогерам и брендам в Instagram*. Начнём с блогеров.

Динамика охватов Stories у блогеров

5

Динамика охватов сторис у блогеров
Infogram

У большей части блогеров охваты в Stories находятся на уровне 60-80% от уровня января. Это медианные значения, значит у половины выборки охваты выше, у половины ниже.

Ситуация с постами у блогеров чуть хуже, медиана 50-60% от прежних охватов.

Динамика охватов постов у блогеров

1

Динамика охватов постов у блогеров
Infogram

При этом активность сохранили почти все. На графике дальше процент активных авторов в разных группах.

2

Динамика активных аккаунтов блогеров
Infogram

По брендам ситуация в целом похожая, можно сказать даже лучше. Охваты брендов и бизнеса в Stories Instagram*:

3

Динамика охватов сторис у брендов
Infogram

Активность сохранила большая часть бизнеса:

4

Динамика активных аккаунтов брендов
Infogram

Так что получается?

С одной стороны у нас есть данные Mediascope: падение аудитории Instagram* к сегодняшнему дню составляет 62,5%, оставшаяся аудитория стала проводить в Instagram* на 71% меньше времени в день. Получается, что оставшаяся активность аудитории от прошлого уровня составляет примерно 10-11%. Грубо говоря, соцсети больше нет.

А репрезентативные данные от Livedune говорят о том, что охваты у российских аккаунтов в среднем упали на 20-40%? Частично их компенсирует аудитория из соседних русскоговорящих стран, Казахстан, Беларусь, Украина и другие. Частично падение охватов компенсирует сниженная конкуренция за внимание — стало меньше постов, Stories, пропала таргетированная реклама. С другой стороны, контента из под нашего опускающегося «железного занавеса» меньше не стало, поэтому падение числа публикаций не может компенсировать всё.

  • Да, аудитория из Instagram* частично ушла.
  • Да, активность среди части ЦА тоже снизилась.
  • Да, постепенно количество аудитории будет падать.
  • Нет, я не верю в данные Mediascope, по ним, от прежней активности осталось 10%.
По данным SimilarWeb, Instagram* на Android в марте вполне нормально себя чувствовал. И это среднее DAU, а не MAU. И если со второй половины месяца 62,5% аудитории перестало использовать платформу, то на среднем показателе это бы отразилось. Доля Android в России 80%.

image-47.png


Аудитории точно стало меньше, но не так драматично, как это рисует Mediascope и BrandAnalytics. Ну не бьются данные.

Постскриптум.

Как правило в таких материалах находятся пользователи и начинают судить по себе. Если цифры бьются с их ситуацией, значит правда, если не бьются — значит всё чушь, «ведь у меня…»

Так вот, лично у меня, охваты себя чувствуют замечательно. 10-11 тысяч в Stories стабильный минимум, а бывает и так (Stories от 20 апреля):


photo_2022-04-21-09.27.34.jpeg


К слову, в конце января — начале февраля охваты рухнули до 5-6 тысяч в среднем.
 

Вложения

  • 5.png
    5.png
    33.8 КБ · Просмотры: 44
Последнее редактирование:
Назад
Верх